Алекс Чебан, тревел-блогер: Аппетитный ланч над облаками – что может быть лучше? 35 % пассажиров выбирают рыбу, 45 % – мясо, и только 18 % считают, что есть в самолете не обязательно, в нем нужно просто лететь. Что ж… этот репортаж они, скорее всего, пропустят. Всех остальных приглашаю на фабрику бортового питания авиакомпании «ЮТэйр» в Сургуте.
Тайна № 1. Вся выпечка для комплектов бортового питания у «ЮТэйр» своя.
В небольшом помещении стоит позитивный запах свежих французских булочек с корицей.
Каждая булочка должна весить 60 г.
На первом этаже находятся заготовочные цеха: мясо-рыбный и овощной, камера разморозки и морозильная камера. В холодном цеху фасуют огурчики с оливками и нарезают салатики.
Перейдем в горячий цех…
Пассировка для говяжьей поджарки.
Тайна № 2. Даже у бортового питания есть шеф-повар! Он составляет рацион бортового питания для авиакомпании в целом, координирует производство. Знает энергетическую ценность блюд, вкусовые сочетания и правила компоновки пищи.
За процессом следит шеф-повар Егор Королев.
Далее питание сортируют в касалетки (прямоугольные емкости из фольги).
А если на фабрике вдруг оканчивается мясо животных, то в ход идут дети и экипажи (улыбается).
Тайна № 3. Себестоимость одной порции бортового питания (эконом-класс) составляет в среднем 150 рублей.
Подготовка подносов, где находятся приборы, салат, десерт, фирменная шоколадка авиакомпании «ЮТэйр».
Тайна № 4. Срок годности бортового питания три часа. То есть если рейс задержан, то необходимо полностью переделать и перезагрузить питание в боксы. Питание на обратном сегменте оборотного рейса – это новый комплект, который загружают перед вылетом в промежуточном аэропорту.
Упаковка готовой продукции к загрузке на борт.
Тайна № 5. Бортовое питание распределяется строго по количеству пассажиров на рейсе плюс один запасной комплект на 50 пассажиров (согласно отраслевого стандарта). Так что добавки, скорее всего, не будет, даже если салон полупустой. Дополнительная порция выдается на случай непредвиденного брака транспортировки / раздачи на борту.
Формировка продукции. Далее все тележки спускаются на первый этаж, где проходит проверка службой безопасности, тележки пломбируются и могут транспортироваться к борту самолета. Отдельная тележка – это посуда для бизнес-класса.
Тайна № 6. Абсолютно все продукты, горячее и салаты готовятся к конкретному рейсу, время полного цикла приготовления и сервировки одного борта – три часа. Цех бортового питания работает круглосуточно и время начала готовки координируется с аэропортом и четко привязано к фактическому предполагаемому времени вылета.
Вот эти тележки с питанием подаются со второго этажа в специально оборудованный автомобиль, который подает питание на борт.
Тайна № 7. Меню унифицировано у каждой авиакомпании и всегда готовится идентично по определенным рецептурам на всех фабриках бортового питания, даже если в какой-то точке нет собственной фабрики.
К примеру, вас накормили несвежей рыбой на рейсе из Иркутска в Москву, вы направляете претензию в «ЮТэйр» и авиакомпания проводит расследование с поставщиком услуг в Иркутске, проводит аудит предприятия, все вплоть до смены поставщика! После посещения самой фабрики мы смогли продегустировать бортовое питание. Все было поделено по классам обслуживания.
Тайна № 8. У экипажа есть отдельное меню! Я всегда думал, что экипаж питается тем же, что и бизнес-класс, оказывается нет. Для экипажа разработан специальный рацион, который учитывает потребность в энергетической ценности 3500 ккал / сут. Исключены бобовые, слива и чернослив. Экипаж – это пилоты и стюардессы, различий нет в рационе.
Эконом улучшенный.
Бизнес-класс.
Тайна № 9. В бизнес-классе есть суп-крем! А на завтрак каша, даже в жидкой консистенции. На борт воздушного судна они подаются в «гейзере», а непосредственно пассажиру – в углубленной чашке.
«Углубленная чашка» – это просто глубокая тарелка. Вообще очень интересно слушать профессионалов и ловить такие словечки.
Тайна № 10. Экзотика бывает на борту, но только по спец-заказу. К примеру, меню из оленины может быть приготовлено специально для какого-то чартерного рейса или бизнес-авиации. Меню в таких случаях проходит дополнительное согласование и подготовка может занять более трех часов.
По моему мнению, «ЮТэйр» кормит действительно вкусно и много, особенно на коротких рейсах, а на рейсе Киев-Москва – это самое лучшее меню среди все операторов линии.
Мое питание на утреннем рейсе Сургут-Киев по пути домой. Все абсолютно идентично визуально и так же вкусно как и на презентации. Ну разве что макароны чуть другие, но это не имеет значения.
Фото и текст: Александр Чебан
Ещё: